МоскваМоскваГёттинген Пн - Пт 10:00-18:00 +7 (495) 2260190 Пн - Пт 09:00-18:00 +49 (0)551 383 15-0
info@prof-schumann.ru
Кредитный менеджмент
Управление рисками
Доверие лидеров
Во всех аспектах
Передовые технологии
В ногу со временем
Демо

Риск-менеджмент в международной организации

Андреа Айкемайер, Доктор наук

Организация кредитного менеджмента в концерне сильно зависит от структуры и организации этого концерна и положения в нём дочерних и зависимых обществ. На передний план выходит снижение дебиторской задолженности, задействование имеющихся знаний и усиленное управления рисками активов баланса на уровне концерна. Также международный характер операций накладывает свою специфику.

Кредитный менеджмент в холдингах

В концернах и холдингах оргструктуры балансируются кредитным менеджментом. Балансировка структур осуществляется как раз за счёт кредитного менеджмента. При преобладании гомогенных структур это приводит, как правило, к централизованным организационным формам и применению единой кредитной политики. В крайнем случае дело оборачивается формированием центров обслуживания. В концернах с преобладающей децентрализацией возникает смешанная форма взаимного согласования.

Также при предметной постановке кредитного менеджмента необходимо учитывать специфику концерна. Чтобы иметь возможность оценить ситуацию в целом, необходимо получить консолидированный вид по дебиторской задолженности и действующим кредитным лимитам по каждому из филиалов концерна. К тому же всегда остаётся необходимость в профессиональной организации учёта. Так например, может сравниваться разница сроков оплаты в дочерних и зависимых обществах и определены плательщики с неудовлетворительным поведением. Также развитие клиентских отношений в различных сегментах рынка может быть перепроверена на основании возникающей отчётности.

Вызовы в международном контексте

Конечно вид деятельности хозяйствующего субъекта является определяющим. Массовая продукция, специфические запросы клиентов или долгосрочные проекты требуют различных подходов. Всегда следует учитывать и региональные особенности ведения бизнеса. Для этого на предприятиях и разрабатывается кредитная политика и помимо общих требований учитываются конкретные региональные различия, как например, общие положения или Условия оплаты. Значительные различия наблюдаются именно в Условиях оплаты. В отличие от Германии, в других странах могут наблюдаться как значительно большие, так и меньшие сроки оплаты. Решающим в любом случае является оборачиваемость дебиторской задолженности. Оба аспекта должны быть учтены как и при составлении договора и расчёте цены, так и при расчёте лимита. Так, например, длительные сроки оплаты ведут к большему связыванию капитала, что должно находить отражение в устанавливаемых условиях сделки. При предоставлении отсрочки также повышается и запрашиваемый лимит. Часто применяется страхование дебиторской задолженности. На основании сложности международного страхования задолженности и отсутствующей собственной экспертизы многие предприятия применяют страхование товарного кредита.

В качестве альтернативы по передаче кредитных рисков контрагента страховщику или в рамках исполнения обязательств запрашиваются справки из информационных агентств. При работе на ряде рынков, также для снижения стоимости получения информации, также следует использовать региональных поставщиков только в тех странах, где заключаются сделки. Здесь часто пригождается интеграция справочной информации с системами раннего предупреждения, для предотвращения недоступности сервисов и сохранения эффективности процессов проверки кредитоспособности. Для остальных стран рекомендуется использовать информацию от глобальных поставщиков информационных услуг. Так, например, можно пользоваться преимуществами существующих подключений.

В итоге

На каждом этапе процесса корпоративного кредитного менеджмента могут возникать нюансы: будь то проверка нового контрагента, определение условий оплаты и отсрочки, страхования, взыскания и инкассирования. При этом в фокусе внимания корпоративного управления остаётся общий уровень риска. Также важно видеть, какие отношения существуют с клиентом или поставщиком в различных странах и дочерних предприятиях. Только агрегированный вид позволяет сбалансированно распределить риски с учётом специфики концерна и ограничений риск-менеджмента. При помощи (собственной/заточенной/вышколенной) IT-поддержки возможно автоматизировать процессы и получать требуемые оценки быстро и просто.